Не все достигают успеха в прямых продажах. И это основная причина, почему к сетевому маркетингу многие относятся с предубеждением. К сожалению, укоренилось мнение, что прямые продажи – это возможность быстро и легко заработать. И когда сетевые предприниматели сталкиваются с первыми сложностями, как это всегда происходит в бизнесе, велик соблазн обвинить в своих неудачах компанию или даже всю индустрию.
Любители по-быстрому сорвать куш были всегда. Они мечтают внезапно получить богатое наследство от неизвестного родственника или найти кем-то потерянный мешок с хрустящими купюрами. Такие люди тоже приходят в сетевой маркетинг и, как правило, используют недобросовестные способы обогащения. К сожалению, их действия негативно сказываются на имидже всей отрасли. Сетевые компании открыты для всех, но регламентировать свои взаимоотношения с подобными авантюристами они могут лишь с помощью этических кодексов. Так, международная компания прямых продаж QNET внимательно следит за тем, чтобы ее Независимые Представители неукоснительно соблюдали этические нормы. Некоторое время назад ей даже пришлось прекратить свое сотрудничество с почти 500 дистрибьюторами, которые вели свою предпринимательскую деятельность некорректно. Но честным предпринимателям все равно приходится сталкиваться с последствиями работы недобросовестных бизнесменов.

В сегодняшнем мире, особенно в России и странах СНГ, где свободная торговля и предпринимательство были узаконены совсем недавно, существует множество предрассудков в отношении многоуровневого маркетинга. Одни – скептики, которые принципиально не будут покупать продукцию у дистрибьюторов, даже если вместо этого придется отдать предпочтение сомнительным товарам, не имеющим сертификатов качества. Другие – настолько привыкшие к найму, что даже боятся представить, что когда-то смогут оставить наемную работу и рискнуть изменить свою жизнь. Поэтому каждый сетевой предприниматель сталкивается с предубеждениями общества, существующими и в отношении товаров сетевых компаний, и способа распространения продукции.
Сетевой маркетинг – это бизнес, основанный на доверии. И нередко непорядочные действия совершаются и в отношении сетевых предпринимателей. Было время, когда клиенты могли отказаться брать заказанную и привезенную продукцию, ситуация могла усугубиться, если покупатель уже вскрыл и использовал невозвратные товары. Это несло неизбежные убытки для дистрибьютора. Сегодня, когда все больше сетевых компаний переходят на работу в интернете, эта распространенная проблема сходит на нет: клиент просто выбирает товар на сайте, заказывает и оплачивает его, получая товар в пункте доставки. От дистрибьютора требуется только грамотно презентовать продукт.
В сетевом маркетинге задействованы три стороны. Это компания, предоставляющая продукцию для реализации, дистрибьютор, предлагающий товары покупателям, и клиенты, совершающие покупку по рекомендации предпринимателя. Как правило, компании предоставляют все бизнес-инструменты для продуктивной работы. Поэтому успех во многом зависит от предпринимателя и от его умения общаться. Неразвитые навыки работы с людьми, недостаточное сопровождение на всех этапах заказа могут привести к снижению объема продаж, потере клиентов и, как следствие, к уменьшению прибыли.
Если консультант обычного магазина не справился со своей задачей и покупатель отказался от покупки, недостатка в клиентах у продавца не будет. А сетевым предпринимателям приходится постоянно учиться, чтобы их работа была максимально эффективной. Каждый новый вводимый в продажу продукт, каждый новый отказ или сложный клиент – это повод начать развиваться. И, как правило, сетевые компании содействуют в этом. Например, в компании QNET функционирует обучающая программа QNETPro, которая помогает Независимым Представителям повышать свою личную эффективность.
Предприниматели, занимающиеся прямыми продажами, как все бизнесмены, вынуждены рассчитывать только на себя. Их основное отличие от наемного сотрудника – это необходимость полагаться только на собственные ресурсы. Несмотря на то, что вхождение в сетевой бизнес более комфортно, чем в любую другую предпринимательскую деятельность, прямые продажи подходят не всем. Они подходят лишь трудолюбивым, деятельным и целеустремленным людям, не пасующим перед сложностями. А сложности в предпринимательстве будут всегда, особенно на первоначальном этапе.